Русская в Испании с особенным ребенком
Реабилитация: начало
Наша героиня стала мамой сына в Испании.
"Все было нормально: беременность, роды, и потом педиатры долго говорили, что малыш развивается как обычно. В 3 месяца прошли обследование у невропатолога. Все нормально, говорили нам.
В 6 месяцев стало уже явно видно, что что-то не так: ребенок не переворачивается, голову не держит, не пытается садиться. Мы обратились в центр физиотерапии, и нам назначили занятия с физиотерапевтом, 2 раза в неделю. Дома мы тоже занимались, показывали терапевту видео, она корректировала.
Так прошел год. И когда ему было уже 1,8 мне стало ясно, что динамики нет совсем. Причем если раньше он пробовал переворачиваться, то сейчас лежать на животе стало невозможно: он отказывался держать голову и плакал. Я не знала, что думать, предполагала, что он ленится. Тем более, что физиотерапевт эти мысли подтверждала. Ленится! Ребенок, который биологически просто заточен на развитие. Но это я понимаю сейчас, а тогда не знала, что происходит, слушала специалистов и ломала голову, как помочь своему сыну.
Реабилитация: встреча с дефектологом для малышей и динамика
А потом я нашла нашего дефектолога, Ольгу Половинкину. Отправила ей видео, где Николас лежал на животе и плакал. И она за тысячи километров, по видеозаписи увидела и объяснила мне, что у него спазмированы мышцы шеи, что ему больно.
Этот момент стал для меня переломным. Во-первых, я поняла, что все это время я своими руками позволяла причинять боль своему ребенку, без малейшей пользы. Во-вторых, осознала, что наш физиотерапевт ничего не знает о реабилитации таких детей.
Более того, все специалисты, к которым мы обращались, обследовали и пытались восстанавливать ребенка без пользы, даже не вникая в проблему. У меня сложилось впечатление, что у врачей здесь есть свод правил лечения особенных детей, и они идут четко по пунктам. Неважно, подходит метод ребенку или нет.
Например, когда Николасу исполнился год, нам сказали, что нужен вертикализатор — чтобы нормально развивались мышцы и суставы. И мы ставили его туда: он стоял там с игрушками, 20 минут, потом час — а толку от этого не было никакого. То есть врачи считали нужным просто накачать его мышцы, чтобы мышечный корсет держал спину.
Я показывала физиотерапевту видео, где сын топает в ходунках, при этом запрокидывает голову назад и ходит только на носочках. И она ответила, что неважно, как он ходит, главное что передвигается, а остальное потом откорректируем. А занятия с дефектологом здесь выглядели так: вынимаем игрушки из одного ящика и перекладываем в другой. Играем на детском пианино. И на планшете. Это весь спектр занятий за полгода.
Разница подходов к реабилитации: Испания VS дефектолог для малышей
В этом главная разница подхода испанских специалистов и методики Ольги: ей важно, чтобы ребенок осознал и почувствовал свое тело. Чтобы он понял, где у него ручки и ножки, для чего они. Что есть живот, и его мышцы тоже помогут ему научиться стоять. Важно, чтобы он не просто держал голову, а осознавал и контролировал этот процесс: удержал, повернул, плавно опустил, плавно поднял. Ее метод направлен на развитие мозга во всех направлениях: на речь, на движения рук и ног, на зрительные, слуховые, тактильные реакции и их взаимодействие, на формирование необходимых навыков и эмоциональной сферы.
И, самое для нас главное — ребенку все это дается легко и в радость. Он вовлечен, ему интересно, он понимает, что делает. За полгода ребенок научился держать голову! А еще осознал, как взаимодействуют его руки: он может ими взять игрушку, разъединить их на две части, например — еще полгода назад мы об этом могли только мечтать. Причем всего этих успехов добились с ним играючи, без сложных приспособлений.
И дело ведь не в том, что в Испании плохие врачи. Нет, они приятные и всегда готовы прийти на помощь: достанут любые приспособления, бесплатно. Позвонят и спросят, что нужно. Есть центры для детей с особенностями, прекрасно оборудованные. Есть бассейн, где можно спустить ребенка в воду прямо в лифте. Проблема в том, что специалисты не знают, как развивать таких детей. Их метод — берите все, что нужно, и идите. А как идти, они не знают.
Про испанские садики и школы для особенных детей
Добавлю еще про садик. Здесь тоже такой подход: дадим вам все, что нужно, чтобы облегчить жизнь. Я очень благодарна испанским садикам для особенных детей. Это место, куда можно привести ребенка, который даже не сидит, не скажет, чего хочет, не попросит попить. Но можно быть спокойным — нянечки справятся и не обидят его. Таких садов в стране четыре. Они государственные, для обычных детей, с отдельными залами для малышей с особенностями. Группы по 4-5 детей и 2 нянечки, которые с ними постоянно, 4 часа в день, с 9 до 13 часов. Няни внимательные и знают, как обращаться и общаться с особенными детьми. Раз в неделю в группу приходят физиотерапевт, логопед, дефектолог, занимаются с детьми и дают рекомендации няням. Ну и конечно есть весь необходимый для таких малышей инвентарь.
Я размышляла на тему сада и поняла, что он мне нужен наверное больше, чем сыну. Это 4 часа моей свободы, плюс уверенность, что сын может остаться без меня, как все обычные дети.
Но потом мы снова вместе, и я не хочу мириться с тем, что подают мне здесь как норму. А в Испании быть особенным — это норма. Это менталитет, за годы после рождения сына я это поняла. Испанцы очень спокойные. Для них быть человеком с ограниченными возможностями — не беда. Они принимают детей такими, какие они есть. В стране для людей с особенностями предусмотрено все: пандусы, лифты, детские сады. Школы, куда отвезут на специально оборудованном автобусе и привезут обратно. Рабочие места для людей с ограниченными возможностями, хорошие пособия, на которые можно жить.
Врачи при поддержке государства таким образом как будто компенсируют недостаток знаний, который не позволяет им поставить детей на ноги. Позиция такая: живите спокойно, не заморачивайтесь — мы вас поддержим. Но если ты хочешь большего, если видишь в ребенке потенциал и хочешь его развивать, тут не к кому обратиться. А я хочу бороться за другое будущее сына. Потому что вижу разницу до занятий с Ольгой и сейчас и знаю, что есть куда расти. Учитывая даже тот факт, что сын еще не дообследован и мы ищем причину в генетической составляющей. Уже сейчас я вижу огромный скачок в его развитии.
Более того, я столкнулась здесь с ситуацией, что тебя чуть ли не насильно толкают назад, когда пытаешься добиться чего-то вне их рамок обращения с такими детьми. Я несколько раз поднимала тему об обычной школе и каждый раз слышала в ответ, что нет, зачем вам это, он инвалид, ему надо что-то попроще. Как в сказке "Марья-искусница", помните? "Что воля, что неволя, все равно…". Сидите со своим ребенком и не вылезайте за границы принятого.
Рост динамики по методике Ольги Половинкиной: работаем дальше
А я хочу и буду бороться за другое будущее сына. Потому что вижу разницу до занятий с Ольгой и сейчас и знаю, что есть куда расти. Учитывая даже тот факт, что сын еще не дообследован и мы ищем причину в генетической составляющей. Уже сейчас я вижу огромный скачок в его развитии.
А главное, ее методика позволяет мне правильно взаимодействовать со специалистами, подбирать варианты врачебной помощи. Сейчас я могу активно участвовать в его реабилитации, настаивать на ином подходе к лечению, по ее рекомендации. То есть Ольга по сути моими руками развивает моего ребенка, и неважно, что между нами тысячи километров. Это работает, и я наконец уверена, что мы идем в верном направлении".